Переход на дистанционное обучение для педагогов вызвал множество вопросов. Обзор самых популярных вопросов:
- Какие стратегии дистанционного обучения рассматривать и на чем остановиться?
- Сейчас появилось большое количество инструментов для дистанционного обучения. Как педагогу выбрать из этого множества?
- Какие риски у дистанционного обучения?
- Какие преимущества у дистанционного обучения?
- Как поддерживать мотивацию обучающихся?
Мы попросили наших педагогов поделиться опытом удаленной работы и дать рекомендации для коллег.
В беседе участвовали педагоги дополнительного образования:
- Долгор Балдандоржиевна Балдандоржина, руководитель детского обьединения «Непоседы»;
- Цыцык Болотовна Гунгаева, руководитель детского обьединения «Хараасгай»;
- Туяна Дашиевна Дармаева, руководитель детского обьединения «Этника»;
- Цыцык Дашидондоковна Шойжамсоева, руководитель детского обьединения «Заниматика»;
- Дарима Цыдыповна Иванова, руководитель детского обьединения «Палитра»
Долгор Балдандоржиевна: В детском объединении «Непоседы» реализуется две общеобразовательные общеразвивающие программы, «Непоседы» и «Волшебная табакерка».
Моей основной стратегией было:
- Донести материал занятия для всех детей и при этом сохранить его качество.
- Уплотнить материал занятия (если раньше педагог мог взять 2-3 занятия на изучение новой темы, то в условиях дистанционного обучения обязаны соблюдать здоровьесберегающие технологии и максимально ограничивать время ребенка за компьютером).
- Научить ребенка практически тотальной самоорганизации. Ведь процесс дистанционного обучения требует ответственности.
Во время дистанционного обучения я использую на своих занятиях платформу Zoom, приложение Viber, облачное хранилище Яндекс Диск.
Для видеоуроков выбрала Zoom,потому что он оказался прощеи стабильнее работает(каждый видит презентацию, может выступать с докладом, все слышат педагога и друг друга). Во время объяснения новой темы есть возможность отключить звук у всех кроме педагога и так не создается помех при получении нового материала.
Во время объяснения темы, чтобы не перебивать педагога, детьми активно используется чат, в котором они могут задать интересующие вопросы.
Приложение Viber удобно тем, что можно создать группу по годам обучения и отправлять в группу ссылки для практических занятий, а также приглашать на видеоконференцию на платформе Zoom.
Облачный сервис, принадлежащий компании Яндекс, позволяет нам пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете. Он объединяет в себе технологии облачного хранилища и файлообменника. Очень удобно. Суть проста. Я храню на облачном хранилище видеоуроки по актерскому мастерству, по кукольному театру, по созданию мультфильмов, тесты к занятиям и т.д. (чтобы передать детям интересующий файл, копирую ссылку и отправляю в группу Viber, а дети в свою очередь заходят, смотрят или сохраняют материал на своем устройстве)
Таким образом,использование сервиса Zoom, который позволяют де-факто проводить очное занятие в онлайн-режиме, с помощью мессенджера Viber и облачного сервиса Яндекс есть возможность доступа к материалу с любого устройства (хоть ПК, хоть смартфон), при наличии интернета. И чтобы не случилось с компьютером, смартфоном или флешкой, файлы не пострадают.
Цыцык Болотовна: Для того, чтобы продолжать поддерживать интерес детей к занятиям хореографией, выстроила систему подачи материала в закрытой группе «Хараасгай» в социальной сети «В контакте» — https://vk.com/club193852587, в соответствии с программой и годом обучения. Материалы подаются в соответствии календарно-тематического плана. Не многие родители и дети включились в творческий процесс, соответственно на это есть причины — отсутствие личного телефона, компьютера, не хватка времени у родителей, чтобы помочь ребенку в информационном пространстве.
Есть дети, которые с удовольствием в условиях самоизоляции выполняют творческие задания, это дает возможность проконсультировать индивидуально каждого, но и в тоже время занимает огромное время.
У детей среднего школьного возраста во время дистанционного обучения учебный процесс включает в себя самостоятельную деятельность с различными источниками информации. Поэтому детям я предлагаю тщательно подобранный теоретический материал, который в последствии им рекомендую к изучению.
Во время практических занятий активные дети по желанию составляют фото, видеоотчёт о проделанной работе и присылают на электронную почту или личным сообщением в Viber.
Проводить занятия через приложение Zoom, на сегодня проблематично — отсутствие личного ноутбука у педагога. Использование телефона не рассматривается, опыт прошлого года показал, что это неэффективно — изображение маленькое, проконтролировать сразу всех невозможно, и занимает много времени для перелистывания кадров, а также для подачи видеоматериалов.
Туяна Дашиевна: Дистанционные занятия проводится через онлайн-платформу ZOOM. Также заведена закрытая группа в соцсети«Вконтакте», куда размещаю иллюстрированные картинки (схемы, описания), конспекты для использования в дальнейшей работе с обучающимися. Есть затруднения в качестве видеоизображения, периодического разрыва интернет-соединения. В целом, дети активно посещают онлайн-занятия.
После каждого онлайн-занятия снимаю видеоуроки для закрепления темы. Монтаж видео в приложении Inshot в телефоне, с наложением звукового сопровождения. Готовый результат опубликовываю в группе вконтакте и в вайбере, по которому обучающиеся с успехом осваивают данную тему и выполняют задание. Дополнительно размещаю ссылки необходимых видеоматериалов, постов в соцсетях, иллюстрированные картинки для использования в работе обучающихся.
Для саморазвития пользуюсь сайтами «Ярмарка Мастеров», «Пинтерест», ютубканалами, интстаграмм.
Проанализировав дистанционное обучение за сентябрь-октябрь, сделала вывод, что необходимо завести страницу своего детского объединения в «Инстаграм», освоить приложение «Тик-ток» и сюда же размещать все видеоуроки и конспекты, так как современные дети активно пользуются данными приложениями и «впитывают» информацию через них намного лучше.
Цыцык Дашидондоковна: С сентября 2020года д/о «Заниматика» перешли на очно-заочное обучение.С 15 сентября занятия проводились очно на базе АСОШ№3, в 3-х и 4-х группах. 1-я и 2-я группы занимались дистанционно на платформе ZOOM.С 30 сентября все группы полностью перешли на дистанционное обучение.
Занятия проводятся на платформе ZOOM, по ссылкам в сообществе «Заниматика»в Viber, а также дети занимаются, решают задачи на онлайн платформах «Логик лайк» и «Умназия». Оценивание решений карточек, задач, выявляется по рейтингу.
24 сентября, в день Памяти забайкальцев, погибших при исполнении воинского и служебного долга- в детских объединениях Агинского ДДТ, в том числе и в «Заниматике» в 3-й, 4-й группах очно, в 1-й и во 2-й онлайн, прошли Уроки Мужества.
Во время дистанционного обучения участвуем в онлайн конкурсах:
- Батожаргалова Сандита – 1место в Международном конкурсе «Лига Эрудитов», от 12.10.2020г.;
- Будаев Тимур -1 место во Всероссийском конкурсе «Математические головоломки», от 10.10.2020г.;
- Будаев Тимур – участвовал во II Международном интеллектуальном турнире «Азбука Знаний» (для учащихся 3-4 классов), ждем результатов.
За проработанное время в дистанционной форме охват детей выполняется. Отсутствие живого общения затрудняет объяснение материала, а также вызывает затруднение нестабильной обратной связи и контроля, со стороны родителей.
Дарима Цыдыповна: Как проходят занятия в ОП Палитра?
Занятия проводятся в дистанционной форме в режиме офлайн с обратной связью от педагога. То есть родители и дети объединены в общую открытую группу в Инстаграм под названием «Школа душевного творчества» (https://instagram.com/soulart.school?igshid=e43fmdg1cjlk), где проходят основные действия по занятиям. Это наше учебное пространство. Здесь записанные видео-занятия по ~30 минут, загружаются 2 раза в неделю, по которым дети могут заниматься в любое удобное время, исходя из школьного расписания и технических возможностей. Если занятие по каким-либо причинам упущено в день загрузки, то ребенок легко может пройти или повторить пройденный материал. Видео-уроки составляются исходя из календарно-учебного графика.
В дни между основными занятиями (видео-уроками) предоставляется дополнительный материал для учащихся и родителей. Это может быть текстовая и/или короткая видео-публикация с полезной информацией для дополнительного изучения учебного материала, советы и лонг-рид для родителей на художественные темы.
Домашние задания — это всегда выполнение творческой работы в свободной форме, но с соблюдением техники выполнения. Это даётся в видео-уроках. Фотографии готовых работ родители и дети присылают в личные сообщения. Также каждый желающий может посмотреть работы учащихся в «Актуальных» под названием «Ваши работы» в учебной группе.
Вся остальная координация, рассылки, обратная связь с родителями ведётся через закрытую группу объединения в Viber.
Вывод:Я думаю, все инструменты хороши. Самое главное, нужно подстраиваться под детей и методы обучения, которые вы применяете.
Главный риск — неготовность педагогов к дистанционной работе в силу возраста и это отсутствие оперативной, постоянной профессиональной технической поддержки. Педагог должен иметь возможность задать вопрос и сразу получить ответ.
Есть также технические риски: что-то перестанет работать, интернет отключение. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Другой риск — контроль. Большую группу, класс контролировать сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении учащимся приходится больше работать самостоятельно, самим искать информацию.
Главное преимущество — можно записать видео-урок. Если учащийся по каким-то причинам пропустил, можно отправить ему ссылку на видео. Кроме того, дистанционное обучение позволяет нам задействовать геймификацию, разные методики — это интересно детям. Еще большой плюс в том, что есть возможность попробовать что-то новое, наработать опыт и потом интегрировать с очными занятиями.
Первое, с чего нужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела может подвести, поэтому нужно потренироваться. Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Плюс смотреть обучающие видео, и понять, как организовано онлайн-образование на различных платформах.
Примеры календарно-учебного графика педагогов
№
п/п |
Месяц | Форма занятия- дистанционная | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Программа «Палитра»
Сентябрь | Дистанционное (офлайн) занятие. Ознакомительное, практическое | 2 занятия по 30 минут с перерывом 10 минут | «Улица красок волшебников»
|
https://youtu.be/ufmyuUOO0LY
https://vk.com/video-194592279_456239017 Онлайн опрос на платформе zoom |
Игровое упражнение «Получили новый цвет», фотоотчет работ, онлайн-опрос |
Программа «Палитра»
Октябрь | Занятие – импровизация, практическое | 60 мин | «Осенний вальс»
(по сырому), «Дождливый день» (по сырому) |
https://www.instagram.com/soulart.school | Онлайн-выставка- конкурс |
Программа «Этника»
Октябрь | Дистанционное (оффлайн) занятие.
Практическая работа. |
4 | Еда крючком.
Вязание по схеме игрушки-амигуруми «Кекс» |
Zoom
Закрытая группа В контакте «Этника» — Урок в иллюстрациях https://vk.com/club194337428 |
Запись схемы в тетрадь |
Программа «Хараасгай»
Октябрь | Партерная гимнастика | 1 | Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и мышц бедра, для улучшения гибкости коленных суставов. | 1.»Бабочка»
https://yandex.ru/efir?stream_id=vkEJz-X8Ld_g&from_block=player_context_menu_yavideo 2.»Лягушка»https://yandex.ru/efir?stream_id=veNUUEhicEvQ&from_block=player_context_menu_yavideo
|
Обратная связь: выполнить упражнения, записать видео с итоговым результатом и отправить преподавателю.
(Предварительно разогрев мышцы всего тела).
|
Программа «Волшебная табакерка»
Октябрь | онлайн | 2 занятия по 30 минут с перерывом 10 минут | Знакомство с технологией создания кукольного мультфильма | Платформа ZOOM
|
Программа «Заниматика»
10 | Дистанционно
офлайн |
2 | Математическое путешествие | Онлайн платформа для развития логики и математического интеллекта: https://logiclike.com/ ссылки в группу viber | Рейтинг |
Бадмаева Мыдыгма Владимировна,
методист МАУДО АДДТ